Пань Сяодэ по прозвищу «Шидао», сановник высшего ранга, выпускник Императорского медицинского колледжа, известный мастер «Байхэцюань» и ортопед. Родился 7 апреля 1881 г. в Цзимэйтан деревни Цяньвэй поселка Дапу, что в уезде Юнчунь. Умер 20 числа первого месяца 1969 года в возрасте 89 лет в своей квартире в Вулицзэ того же уезда.
Пань Сяодэ — уроженец деревни Цяньвэй уезда Юнчунь. Его предок Пань Сай был основоположником стиля «Юнчунь Байхэцюань», одним из 28 последователей и учеников Фан Циняна. Среди их потомков было немало мастеров этого дела, и прадед Пань Сяодэ — Пань Синьдэ, стремясь избежать конфликтов, переехал в Чишуйцзэ уезда Дэхуа (пров. Фуцзянь), где целиком отдался изготовлению соевого творога тоуфу и кустарным производством бумаги. Отец Пань Сяодэ — Пань Исюн — продолжил семейное дело. Старший брат отца — Пань Чжэньтуань по прозвищу «Июань» — был мастером «Байхэцюань», преподавал этот вид единоборства и параллельно практиковал как врач-ортопед. В возрасте восьми лет Пань Сяодэ поступил в частную школу, но поскольку проявлял больше таланта к «ушу», нежели к учебе, с 11 лет начал учиться у дяди основам «Байхэцюань». Каждый день после окончания школьных занятий он спешил к Пань Чжэньтуаню. Как только ему исполнилось шестнадцать, он покинул школу и последующие восемь лет полностью посвятил изучению восточных единоборств и всего, что с ними связано. Одновременно с этим Пань Сяодэ в течение трех лет вместе с мясником Хуан Ипянем по прозвищу «Свинобой Пянь» и под строгим руководством Пань Чжэньтуаня оттачивал свое мастерство в «Байхэцюань», что позволило ему в полной мере постичь истинный смысл этого боевого искусства. В возрасте 24 лет Пань Сяодэ последовал за Пань Чжэньтуанем в уезд Юйшань пров. Цзянси, где дядя открыл школу восточных единоборств и взял своего племянника на должность помощника преподавателя. Позже Пань Сяодэ вернулся в Чишуйцзэ и открыл собственную школу в здании сгоревшего склада.

В 1899 году известный в Тайпине мастер тайцзицюаня, тридцатилетний Лэй Чжэнмин, славившийся отличной физической формой и мастерством боя (прежде всего, с использованием скрытого оружия), приехал в Сисулиньцунь поселка Чишуй в качестве преподавателя, и, похваляясь своим непревзойденным талантом, во всеуслышанье объявил войну школе Пань Чжэньтуна и для начала пообещал взяться за Пань Сяодэ. Пань Сяодэ, которому на тот момент было всего восемнадцать лет, вечером тринадцатого числа четвертого месяца по лунному календарю, воспользовавшись отсутствием дяди, уехавшего на какое-то торжество, вместе с двумя другими учениками Пань Чжэньтуаня — Пань Шифэном и Пань Сыцином — со всей юношеской горячностью и упрямством отправился защищать честь родной школы. Втроем они обратили Лэй Чжэнмина в бегство. По возвращении Пань Чжэньтуань обвинил всех троих в нарушении дисциплины, а также в том, что они подвергли школу опасности, и сказал: «Если на нас нападают, мы вынуждены защищаться, и это оправданно. Если же мы с позиции силы первыми нападаем на других, это неправильно». Учитель строго потребовал от своих воспитанников «соблюдать четыре добродетели и десять запретов». Пань Сяодэ четко усвоил полученный урок и до конца жизни настойчиво «развивал свое тело, совершенствовал душу, следил за своими поступками, уважал принципы этики, воздерживался от ненужных столкновений, не стремился к победам, не жаждал славы и выгоды, отстерегался гордыни и похвальбы, избегал каких бы то ни было ухищрений, не нарушал законы, не сеял раздоров». Эти «четыре добродетели и десять запретов» он сделал своим жизненным кредо.

С детских лет Пань Сяодэ перенимал у Пань Чжэньтуаня его опыт в лечении ортопедических заболеваний. Когда ему исполнилось пятнадцать, будущий мастер изучал в известной больнице семейства Хэ основы традиционной для китайской медицины диагностики по состоянию пульса, а в 18 лет открыл собственную ортопедическую практику в родном Чишуйцзэ уезда Дэхуа. Он без устали изучал искусство остеопатии и костоправства, разрабатывал собственные чрезвычайно эффективные рецепты и к 34 годам стал настолько известным специалистом в своей области, что поток пациентов к нему никогда не иссякал. Командир 1-го армейского батальона Чэнь Гохуэйя предлагал Пань Сяодэ большие деньги за то, чтобы он обучал военных и гражданских батальонных врачей, но поскольку великий мастер не гнался за богатством и славой, он без колебаний отклонил это лестное предложение. В 1914 г. глава уезда Кайсянь пров. Гуандун, большой поклонник таланта Пань Сяодэ, пригласил мастера посетить провинцию в качестве преподавателя «Байхэцюань». Пань Сяодэ провел там два курса продолжительностью по три месяца каждый и обучил своему искусству без малого сто человек. В том же году Пань Сяодэ получил материальную поддержку от мецената Яо Минцяо — пятого сына зажиточного фермера Яо Чжана, семья которого жила в деревне Фуси округа Дапу. К тому времени Пань Сяодэ был уже широко известен как искусный ветеринар: два быка из фермерских хозяйств Чишуй затеяли между собой ожесточенный бой, в результате которого один из них рогами распорол другому живот, а Пань Сяодэ вылечил его. Весной 1926 г. жители уездов Юнчунь и Дэхуа страдали от набегов тигра. Однажды, собирая лекарственные травы на холмах в окрестностях Чишуй, Пань Сяодэ встретился с этим тигром. Услышав шаги зверя, он не только не испугался, но спокойно продолжил свой путь по дороге, как будто предлагая тигру напасть на него. В самый последний момент он спрятался в придорожных кустах и нанес свирепому зверю молниеносный удар кулаком, после чего сраженный наповал тигр упал в глубокий горный поток. Все, кто слышал эту историю, просто теряли дар речи!

Однако разбойники и бандиты – звери пострашнее тигров. Линь Цинлун, главарь банды, свирепствовавшей в окрестностях уезда Дэхуа, был человеком абсолютно бессердечным и не знал, что такое уважение. Родом он был из Цзуньвэя. Его банда не раз пыталась выкрасть Пань Сяодэ с тем, чтобы получить за него выкуп. В октябре 1927 г. во время сбора горных трав мастер столкнулся с бандитами. Пань Сяодэ направился прямо к дому своей тетки в Цзуньвэе, вошел внутрь через главный вход, а вышел через черный и обходными путями быстро вернулся в Чишуй. Бандиты все это время следовали за ним по пятам, но так и не решились на него напасть. Опасность, исходившая от них, становилась все серьезнее, и Пань Сяодэ с семьей вынужден был перебраться в Улицзэ, что в уезде Юнчунь, где он продолжил свою медицинскую практику и параллельно завел небольшое фермерское хозяйство.
В августе 1928 г. Пань Сяодэ принял участие в первых общенациональных состязаниях по «гошу», проходившем в Нанкине, где благодаря своим выдающимся способностям, виртуозной технике и замечательным результатам удостоился звания «богатыря» и был включен в список двадцати четырех лучших мастеров. В октябре того же года Пань Сяодэ был награжден позолоченными памятными табличками «Лучшему мастеру «гошу», которые ему вручили председатель экзаменационной комиссии Чжан Чжицзян и командир 49-й дивизии сухопутных войск Чжан Чжэнь. Все десять членов юнчуньской делегации, семеро из которых были мастерами восточных единоборств, получили звания «богатырей» и триумфально вернулись домой, где дали показательное «отчетное» представление в муниципальной средней школе уезда. После этого Пань Сяодэ надиктовал трем своим сыновьям трактаты по технике «юнчунь байхэцюань» и ортопедии – «Традиционное учение о боевых искусствах» и «Полный перечень порошков, мазей и пилюль», в которых описал 36 позиций и 72 техники, а также дал вполне систематическое описание процесса обучения «юнчунь байхэцюань». Благодаря этим трактатам были сохранены для потомков секреты лекарственных рецептов для лечения травм и ортопедических заболеваний. Зимой того же года при храме Вэнгунсы в Улицзэ было основано учебное заведение, получившее название Юнчуньского филиала Центральной школы восточных единоборств и непосредственно подчинявшееся этой центральной школе. Первым директором заведения стал победитель открытого национального олимпийского турнира Линь Баошань, а ответственным инструктором — Пань Сяодэ. Впоследствии школу возглавляли Пань Шифэн и Пань Сяодэ, создавшие совершенную как с теоретической, так и с практической точки зрения систему преподавания техники «Юнчунь байхэцюань».

Весной 1929 г. в поселке Матоу уезда Наньань проходили соревнования по «гошу» среди представителей трех уездов – Аньси, Наньань и Юнчунь. Пань Сяодэ был приглашен на эти состязания в качестве судьи. В августе того же года по приглашению главы Южноазиатской китайской диаспоры Чэнь Цзягэна Пань Сяодэ в составе «Миньнанськой делагации «гошу», в которую, кроме него как главного члена, входили другие мастера единоборств, участвовавшие в общенациональных соревнованиях, посетил Сингапур и Малайзию, где провел показательные выступления. Это был первый в истории официальный зарубежный визит китайских мастеров «ушу». По прибытии в Сингапур 20 октября делегацию горячо приветствовали Чэнь Цзягэн, Ли Теминь, Чэнь Цзинцин. Широкую популярность среди представителей китайской диаспоры Пань Сяодэ завоевал не только благодаря своим выдающимся талантам в области восточных единоборств, но и готовностью помогать в лечении различных заболеваний. Именно поэтому после завершения визита Чэнь Цзягэн попросил мастера Пань задержаться, чтобы открыть собственную школу в Сингапуре и Малайзии. Приняв это предложение, Пань Сяодэ в качестве директора школы «гошу», а Се Синши и другие мастера — как преподаватели-инструкторы, в апреле-мае 1930 г. основали новое учебное заведение и приступили к обучению студентов. Первые классы были открыты в Сингапурской коммерческо-промышленной школе дополнительного образования. На церемонии открытия с приветственной речью выступил генерал-губернатор Сингапура и Малайзии Цзинь Вэньтай. Впоследствии преподаватели устраивали выездные мастер-классы в Муаре, Малакке и других малайзийских городах.

За четыре месяца количество учеников составило почти тысячу человек. В конце июля Пань Сяодэ получил письмо с известием о болезни его 76-летней матери Линь Линь, и 5 августа спешно вернулся на родину. Во время своего пребывания в Сингапуре и Малайзии, «зарядившись» патриотическим духом представителей китайской диаспоры, Пань Сяодэ, поставивший своей целью «развитие квинтэссенции национальной культуры и искоренение общих слабостей», усердно преподавал основы «юнчунь байхэцюань», щедро делился секретами излечения ортопедических заболеваний и параллельно вел прием больных. Благодаря всему этому он приобрел повсеместную популярность, а его репутация взлетела поистине до небес. Чэнь Цзягэн сочинил специально для Пань Сяодэ парные афоризмы: «Кто сказал, что китайцы – самые больные люди во всей Юго-Восточной Азии? Этот позор необходимо смыть! Посмотрите, как велико в Китае искусство «ушу», как широко идет о нем слава!» и «Потомки, не забывающие своего великого предка – Желтого Императора, под предводительством китайского героя сражаются за честь Отчизны». Так между Пань Сяодэ и лидером Южноазиатской китайской диаспоры Чэнь Цзягэном зародилась глубокая дружба. Друзья на родине также не раз посвящали великому мастеру стихи: «Слава о Пань Сяодэ распространяется по миру, все превозносят его. Он с малых лет постигает науку восточных единоборств и давно уже стал непревзойденным мастером» и парные афоризмы: «Храбрый Пань Сяодэ обучает искусству восточных единоборств, и превзойти его не дано никому. Сострадательный Пань Сяодэ своими удивительными лекарствами спасает пациентам жизни».
Сразу после возвращения Пань Сяодэ в Юнчунь тогдашний директор «Юнчуньской школы восточных единоборств» Пань Шифэн назначил его ответственным инструктором. Под его чутким руководством восемь ассистентов обучили 128 студентов. В 1931 г. Пань Сяодэ во второй раз занял пост директора школы. Он разработал «Свод правил для изучающих «ушу», настойчиво и непрерывно совершенствовал стиль школы, стандартизировал последовательность движений и позиций, увеличил количество студентов. Пань Сяодэ пользовался всеобщим уважением в округе.

Благодаря своим всегда справедливым решениям он заслужил высокую репутацию в качестве судьи на соревнованиях по восточным единоборствам. В июне 1932 г. западную площадку юнчуньской школы превратили в открытый стадион, на котором были проведены уездные состязания по «ушу». Судьей на них был Пань Сяодэ. После окончания соревнований неудовлетворенный вторым местом участник вызвал на бой победителя. В результате он вынужден был признать справедливость судейского решения, принятого в ходе турнира. В 1935 г. в Тунане прошла 7-я фуцзяньская провинциальная олимпиада, на которой Пань Сяодэ, Пань Шицюн и Пань Туаньхуэй первенствовали в командных соревнованиях по «ушу». Во время олимпиады одна из участниц состязаний по прыжкам в высоту в результате неудачного прыжка вывихнула тазобедренный сустав. Сразу несколько специалистов безуспешно пытались вправить его, Пань Сяодэ сделал это с первой же попытки. Наблюдая за этим, командующий 49-й дивизией сухопутных войск был просто поражен и вновь пригласил мастера на должность начальника дивизионной медицинской службы. Пань Сяодэ уступил его настойчивости, однако вскоре под благовидным предлогом оставил должность и вернулся в Юнчунь, где снова занялся медицинской практикой. В бытность свою директором школы в Юнчуне Пань Сяодэ из-за недостатка финансирования совершенно бесплатно преподавал вплоть до конца 1948 года.

После освобождения, с 1953-го по февраль 1956 г., основным занятием Пань Сяодэ была медицина. Паралелльно с практикой он понемногу занимался производством бумаги. В конце 1956 г., когда закрыт клинический комплекс в Улицзэ, он открыл частную клинику, успешно функционировавшую три года.
С февраля 1956 г. Пань Сяодэ занимал должность врача-ортопеда сначала в центре профилактики здоровья Улицзэ, а затем — в госпитале пригородной народной коммуны. В 1959 г. он был признан передовым работником, а в марте 1963-го народное правительство уезда Юнчунь удостоило его звания «выдающегося врача». Пань Сяодэ с 1951 г. был членом Фуцзяньской провинциальной ассоциации работников здравоохрания. По причине его чрезвычайной востребованности как специалиста-ортопеда количество новых пациентов изо всех уголков страны и из-за рубежа неуклонно росло, и, несмотря на многочисленные попытки выйти на пенсию, руководство больницы не отпускало его. Пань Сяодэ оставался практикующим врачом до самой смерти в 1969 г. Всю свою жизнь он отдал медицине и охране здоровья соотечественников.
В свободное время Пань Сяодэ с неизменным энтузиазмом воспринимал любые мероприятия, посвященные восточным единоборствам, участвовал в показательных выступлениях и соревнованиях на уровне уезда, региона и провинции, неоднократно был судьей на различных состязаниях. Однако наибольшее воодушевление вызывала у него деятельность, связанная с техникой «юнчунь байхэцюань». Он неоднократно получал призы и награды на различных состязаниях, начиная с показательного выступления мастеров «ушу» на 1-х народных спортивных соревнованиях региона Пуцзян в ноябре 1952 г. и заканчивая показательным выступлением на сводном концерте работников системы здравоохранения уезда Юнчунь в 1963 г. Мастер ежедневно находил время для тренировок, даже если чувствовал себя неважно. За пятнадцать дней до кончины четвертого дня первого месяца 1969 г. по лунному календарю он тренировался на верхнем этаже своего дома.
Пань Сяодэ был членом Народного политического консультативного совета уезда Юнчунь с первого по пятый созывы, уездным делегатом на Всекитайском собрании народных представителей пятого созыва, активно участвовал в политической жизни уезда, неоднократно выступал с рационализаторскими предложениями. 12 июня 1959 г. в сопроводительной записке к одному из таких предложений он написал: «Основной целью деятельности госпиталя народной коммуны с момента его создания является профилактика заболеваний, а лечебная работа всегда рассматривалась как вспомогательная. Хотелось бы, чтобы сотрудники госпиталя вовремя приходили на работу, соблюдали трудовую дисциплину, не отлучались без повода с рабочих мест и не занимались досужей болтовней. Иногда пациент, придя в клинику, попросту не может найти нужного ему сотрудника, что вызывает его глубочайшее возмущение. Надеюсь, что все работники госпиталя будут соблюдать установленный порядок и направлять все свои усилия на заботу о людях и служение им. Необходимо поручить одному из сотрудников вести учет поступления и расходования дорогих медицинских препаратов, имеющихся в распоряжении госпиталя. Это позволит обеспечить их сохранность и использование строго по назначению. Оплата труда всех сотрудников должна осуществляться в строгом соответствии с их трудом. Следует разработать четкие принципы поощрения и наказания, что позволит избежать недоразумений и недовольства со стороны работников. Автор данного предложения с детства перенимал у старшего поколения основы восточных единоборств, старательно изучал медицину и фармацевтику и по своему более чем шестидесятилетнему опыту знает, что к лекарственным препаратам следует относиться бережно и ни в коем случае не смешивать их с второсортными заменителями. В процессе подбора и создания лекарственных смесей не следует жалеть никаких усилий и во всех своих действиях руководствоваться стремлением достичь максимального эффекта. Надеюсь, что в дальнейшем фармацевты при подготовке препаратов для ортопедического и других отделений будут в точности следовать указаниям, представленным в выписанных пациентам рецептах, и не станут использовать остатки, крошки и бесполезные отходы составляющих веществ, поскольку это оказывает значительное влияние на эффективность лечения». Предложения Пань Сяодэ всегда отличались честностью и реалистичностью. В них явственно просматривалось чувство ответственности, которое великий мастер испытывал по отношению к делу охраны здоровья народа. И даже сегодня они трогают до глубины души! Пань Сяодэ был чрезвычайно самодисциплинированным, всем сердцем служил своему народу, принимал активное участие в политическом просвещении и при этом самостоятельно выращивал лекарственные растения, никогда не брезгуя физическим трудом. В апреле 1961-го и мае 1962 г. в прошениях о выходе на пенсию он писал: «Вся моя жизнь и все самые заветные помыслы мои всегда были посвящены великому делу сохранения и возвращения людям здоровья», «высокая оценка моей деятельности со стороны партии и правительства глубоко тронули меня». В его сердце жила глубочайшая преданность делу партии, своему правительству и задачам медицины.
Пань Сяодэ всю свою жизнь неразрывно связывал теорию и практику «юнчунь байхэцюань» с ортопедией. Он внес огромный вклад в развитие этой техники восточных единоборств, был выдающимся мастером своего дела и за это внесен в «Национальный перечень мастеров „ушу“». Его личность и дела и сегодня вдохновляют последователей по всему миру.